Ананьин Александр Михайлович

Ананьин Александр Михайлович

График. Живописец. Член Союза художников СССР (1960), Заслуженный художник РСФСР (1980), Народный художник РСФСР (1986). Один из первых кузбасских художников, получивших официальное признание, стоял у истоков создания Кемеровского  Союза художников. Избирался председателем правления Кемеровского отделения СХ РСФСР (1960–1965; 1975–1977).

Родился в деревенской, многодетной, работящей семье. С ранней юности угадал свое предназначение и путь, с которого не сворачивал, до последних дней жизни.
Учился в Ленинск-Кузнецком горнопромышленном училище, одновременно посещал художественную студию (1935–1936). Служил в пограничных войсках Советской армии (1939-1946), воевал на Дальнем Востоке. Учился в художественной студии в г. Владивостоке (1945–1948). Жил и работал в Приморье (1949), на Камчатке (1949–1953), Украине (1954). Вернулся в Кузбасс в 1954 году: жил в г. Новокузнецке, с 1960 года – в Кемерово. С 1995 года жил в Америке.

123.jpg
Александр Ананьин немало ездил по стране. В 1956 году совершил первую поездку по Горному Алтаю, с тех пор выезжал туда ежегодно вплоть до 1995 г. Александр Ананьин, «заболел» Горным Алтаем, плененный им и влюбленный, без малого сорок лет привозил оттуда свои фантастические вещи -  «Чабана»,  «Пастбище», «Чуйскую степь»… Алтай был его мастерской. Графические листы сопровождались стихами: «Ароматом трав твоих дышу, горы в дымке голубой любя…».
Алтай – край поднебесных гор и бурных рек, зеленых альпийских лугов и плодородных долин. Но прежде всего, привлекали его люди – труженики пастбищ и ферм у самых снежных вершин. По три, четыре месяца в году Александр Ананьин проводил свое время на Алтае. Из воспоминаний художника: «… Рассвет тихого, словно затаенного утра наступает над сибирской тайгой. Торопит встать, чтоб увидеть, как темный горизонт, еще непроницаемо глухой, начинает постепенно светлеть, становится нежно синим, окрашивая в голубые тона воздух и снег, озаряя все вокруг сияющим светом утра. Ты видишь как над рекой Катунью из пелены туманов выплывает красное солнце. Как вспыхивают лучи, даря жизнь земле». Именно таким представлял себе Алтай Александр Михайлович.

Из года в год, когда начинал таять снег под теплым весенним ветром, Александр собирал рюкзак и все принадлежности для работы, укладывая в спальный мешок и отправлялся в Горный Алтай.
Для художника Ананьина люди Алтая стали критерием истинного высокого, вечного искусства, которое способно говорить с людьми разных веков и разных поколений на одном языке человеческого братства, долга, устремленности в будущее любви. Для того чтобы творить свое искусство, Александру Михайловичу пришлось влиться в бытовую и культурную жизнь горного народа.
В 1964 году подарил 150 своих работ художественному музею в селе Усть-Кан Горно-Алтайской автономной области.

234.jpg

Работы Ананьина в любой экспозиции узнаешь сразу. Его произведения хранят память о неторопливых беседах в юртах, за пиалкой кумыса, о кочевьях в горах на пастбищах, где нескончаемые отары овец проходят перед глазами, а чабаны делят с тобой тепло костра и доброту искренней речи. «Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца, и замаскировать в нем свою натуру ни один не может».

Из воспоминаний В.Эдокова, кандидата искусствоведения Горно-Алтайска: «Обычно после знакомства с Александром Михайловичем человек становится его другом, часто на многие годы. Истоки такой общительности кроются в редкой доброжелательности художника, в его искренней заинтересованности жизнью других людей, в сопричастности к их делам и заботам».

По словам известного советского искусствоведа Ю.Нехорошева, «А.М. Ананьину принадлежит честь художественного открытия красоты Горного Алтая – страны неторопливых чабанов, бурных рек, голубых рассветов».


Возврат к списку