Предоставление муниципальной услуги «Консультирование граждан и подготовка претензий в сфере защиты прав потребителей при предоставлении услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения»

Предоставление муниципальной услуги «Выдача разрешений на право организации розничного рынка»


О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2020 году



Особенности дистанционной торговли

Под дистанционным способом понимается продажа товара по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, сети «Интернет» и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром.

В последнее время приобретать товары через «Интернет» особо популярно. И это не удивительно, поскольку данный способ совершения покупок несомненно очень удобен. Вам не нужно тратить время на походы по магазинам, наоборот, магазин приходит к Вам, стоит лишь включить компьютер, ноутбук, планшет или выйти в «Интернет» пространство в телефоне.

Особенностью розничных Интернет-продаж является то, что у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке. Такая схема торговли определена ст. 497 ГК РФ. Помимо этого, отношения с покупателями в сфере дистанционной торговли регулируются постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Правила № 612) и ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1). Правила № 612 не применяются в отношении:

а) работ (услуг) за исключением работ и услуг, выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;

б)   продажи товаров с использованием автоматов;

в)   договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

Важно знать, что не всеми товарами можно торговать дистанционно. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств) (п. 5 Правил № 612).

Главным ориентиром в выборе товара потребителем является информация, предоставленная продавцом.

До заключения договора розничной купли-продажи продавец должен предоставить покупателю информацию (эта информация должна доводиться до потребителя на сайте продавца): об основных потребительских свойствах товара; адресе (месте нахождения) продавца; о месте изготовления товара; о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца; о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров - на русском языке):

- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

-   сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания - сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;

-     цена в рублях и условия приобретения товара;

-     сведения о гарантийном сроке, если он установлен;

-     правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

-    сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

-    для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

-   сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-    сведения о правилах продажи товаров;

-   сведения о конкретном лице, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);

-    информация о порядке и сроках возврата товара потребителем

- информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом, установленным законодательством Российской Федерации.

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Пунктом 4 статьи 26.1 Закона № 2300-1 и п. 21 Правил № 612 установлена такая гарантия соблюдения прав потребителей в дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качеств не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. При этом, возврат товара надлежащего качества возможен в случаях, если: сохранены его товарный вид; потребительские свойства; документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Если документ, подтверждающий факт покупки товара, у потребителя отсутствует, это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара (свидетельские показания, распечатки с сайта, свидетельствующие о заказе товара и т.п.).

В случае возврата товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, продавец возвращает покупателю стоимость товара, за исключением понесенных расходов на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Также необходимо помнить, что не все товары, приобретенные дистанционным способом можно вернуть, как товар надлежащего качества. Так, не подлежит возврату товар, имеющий индивидуально-определенные свойства. Это означает, что данный товар был сделан индивидуально для потребителя, и только он может его использовать. Например, изготовление обуви по меркам, которые предоставлены конкретным потребителем, ювелирного изделия с гравировкой по заказу потребителя и т.п.

В соответствии с п. 28 Правил № 612 покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков. Также, покупатель вместо предъявления требований, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками. Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (п. 29 Правил № 612).

Покупатель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товара, на который гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении его недостатков в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи товара покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

В адрес Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области все чаще поступают обращения потребителей, связанные с приобретением товаров дистанционным способом - через Интернет-сайты.

Жалобы потребителей касаются качества приобретенного товара, несоответствия товара описанию на сайте, нарушения сроков передачи товара либо вовсе мошеннических действий продавца.



Возврат к списку